Urist-arbat.ru

Юрист на Арбате
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто контролирует деятельность управляющих компаний жкх

Контролирующие органы в сфере ЖКХ

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем. На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно. Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Кто контролирует работу управляющих компаний на местах?

Столкнувшись с нарушениями в сфере ЖКХ, жильцы могут подать на управляющую компанию жалобы в следующие органы:

  1. В государственную жилищную инспекцию. Занимается вопросами состояния многоквартирного дома, его технических систем, рассматривает жалобы на несоблюдение УК лицензионных требований;
  2. Роспотребнадзор. Рассматривает жалобы и заявления относительно нарушения со стороны коммунальных служб прав потребителей;
  3. Местная администрация. Занимается общим контролем над УК. Как правило, перенаправляет жалобы в другие ведомства – ГЖИ и Роспотребнадзор, прокуратуру;
  4. Федеральная антимонопольная служба. Ее территориальные органы рассматривают жалобы относительно нарушения УК антимонопольного законодательства. Одна из причин обращения в этот орган – необъективное и чрезмерное повышение стоимости коммунальных услуг;
  5. Прокуратура. Выполняет надзор за недопущением нарушения действующего законодательства. В частности, отсутствие реагирования на заявления, жалобы, признаки мошенничества, хищения – по этим и другим вопросам обращаются именно к прокурору.

Конечная контролирующая организация над управляющими компаниями на местном уровне – арбитражный суд. В него подается заявление, если реализован претензионный порядок урегулирования спора с УК, и он не принес ожидаемого эффекта.

У каждой из указанных организаций есть соответствующий веб-сайт, на котором указаны контактные телефоны, адрес. Также здесь представлены образцы заявлений и жалоб, могут размещаться формы для заполнения обращения в электронном виде. Альтернатива – подать жалобу через госуслуги.

Организации, контролирующие деятельность УК

Контроль за работой управляющей организации может осуществляться на федеральном, региональном и местном уровне. Кто осуществляет контроль за деятельностью управляющих компаний?

Федеральный контроль по своей сути хоть и не является прямым способом надзора, однако он формирует общие принципы управления, разрабатывает методические указания.

Федеральный контроль за работой УК

К федеральному контролю можно отнести:

  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В полномочия этой структуры входит мониторинг и анализ состояния сферы ЖКХ. Эта организация определяет нормативы по жилищно-коммунальным услугам, регулирует экономическую часть учета тепла и воды.
  • Федеральная антимонопольная служба – контролирует установленные тарифы, изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, осуществляет контроль по проведению конкурса по выбору УК.
  • Министерство энергетики РФ – определяет нормативы по теплу для домов, контролирует вопросы энергоэффективности, технологических потерь, утверждает схемы теплоснабжения.
  • Федеральная служба по тарифам – устанавливает тарифы на электричество, тепло, газ, воду, водоотведение, занимается контролем за применением соответствующих тарифов в отношении УК.
  • Региональный контроль за работой УК

    На региональном уровне контролирующими органами в сфере ЖКХ являются:

  • Госжилинспекция. Сюда входит Государственный жилищный надзор (Госжилнадзор). Эта организация контролирует деятельность УК, связанную с надлежащим уходом и содержанием жилых зон, с созданием фондов капитального или текущего ремонта, порядком ухода за общедомовым имуществом, проведением ремонтных работ.
  • Роспотребнадзор. Эта организация занимается надзором за исполнением санитарных норм и правил по безопасному и качественному оказанию жилищно-коммунальных услуг. Она контролирует качество потребляемой жильцами домов воды, измеряет уровень шума, вибрации, работу лифтов, компрессоров, вентиляции; контролирует проведение мероприятий по дезинфекции, дератизации и дезинсекции помещений; измеряет микроклимат в подъездах и квартирах (проверяет освещенность, влажность помещения, вентиляцию и др.), контролирует чистоту мусоропроводов и контейнеров для сбора мусора.
  • Контроль за работой УК на местном уровне

    На местном уровне управляющая компания контролируется органом местного самоуправления. Он осуществляет контроль за предоставлением населению услуг по электро–, газо–, водо– и теплообеспечению; проверяет соблюдение УК требований по содержанию общего имущества.

    Нередко при городской администрации вопросами контроля управляющих компаний занимается Управление ЖКХ.

    Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:

    Читать еще:  Квартира для студента

      Личную проверку УК следует начать с изучения расценок на коммунальные услуги. Для этого собственники могут запросить бумаги, в которых содержится список тарифов и их величина. Такую документацию обслуживающая организация должна предоставлять жильцам по первому запросу. Но все же лучше всего, если заявление на предоставление информации по тарифам (образец можно скачать ниже) будет коллективным, то есть будет написано от лица нескольких жильцов.

    Такая заявка может быть составлена в свободной форме, но там обязательно должна содержаться информация о заявителях, то есть их ФИО, полный адрес и паспортные данные. Писать заявление нужно в двух экземплярах, один из которых нужно оставить у себя, а другой отправить в УК по почте.

    Отправлять данный документ нужно в виде заказного письма с уведомлением. Можно передать такое заявление и при личном посещении. В этом случае, на втором экземпляр сотрудник УК должен поставить подпись и дату принятия.

  • После получения документов от УК нужно проверить правильность начисления платежей. В этом могут помочь люди с юридическим или экономическим образованием, которые наверняка могут найтись среди собственников многоквартирного дома. Если же профессионалов среди жильцов нет, то можно нанять эксперта со стороны. Конечно, такое действие приведет к затратам, но если нарушения у УК действительно есть, то все расходы окупятся.
  • Следующим шагом нужно проверить, как УК справляется со своими обязанностями (о том, какие обязанности есть у управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту жилья, узнайте здесь). Для этого тоже нужно написать заявление в УК с просьбой о предоставлении отчетности о проведенных работах (образец можно скачать ниже). Для получения более полной картины, собственники могут запросить у УК сметы расходов на ремонтные работы. Заявление пишется и отправляется в УК точно также как и заявление о предоставлении информации о тарифах.

    Анализом данной документации тоже должны заниматься знающие люди, и лучше всего, если это будут независимые эксперты, имеющие лицензию на проведение таких экспертиз. Тогда, при обнаружении каких-либо нарушений, собственники получат на руки официальное подтверждение вины УК, которое можно будет предоставить в качестве доказательства в прокуратуру или суд.

    В случае нахождения нарушения, жильцы должны подать на УК в суд. Лучше всего, если исковое заявление (образец можно скачать ниже) будет составлено при помощи юристов.

    К исковому заявлению стоит приложить все доказательства вины УК, то есть отчеты, в которых были замечены не соответствия, а также выводы экспертов. Не лишним будет перед подачей иска в суд подать жалобу на обслуживающую организацию в жилищную инспекцию, что тоже нужно будет указать в исковом заявлении.

    О том, как написать заявление в ЖКХ от жильцов с претензией к услугам, читайте тут, что говорит закон о защите прав потребителя услуг в сфере ЖКХ, как оформить жалобу и куда подавать этот документ, рассказано здесь.

    Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Как контролировать управляющую компанию

    Однако подстраховаться от подобных злоупотреблений довольно просто – достаточно регулярно делать официальные запросы, какие именно работы выполняет управляющая организация и по каким расценкам.

    Но иногда оказывается, что это не коммунальщики работают спустя рукава, а граждане толком не знают, что именно входит в обязанности УК, и сколько это стоит.

    Оставлять обращения могут собственники квартир. Основные обязанности управляющих организаций — это услуги по управлению домом, предоставлению коммунальных услуг, работы по содержанию дома и ремонту общего имущества.

    Фото: Анна Рыбакова (инфографика)

    — Чаще всего (более половины) в ГЖИ поступают жалобы на ненадлежащее содержание, непроведение текущего ремонта общего имущества, — рассказала Людмила Боровицкая, главный государственный жилищный инспектор Тюменской области. — Например, это случаи, когда не убираются подъезды и придомовая территория, не ремонтируются подъезды и внутридомовое инженерное оборудование.

    Четверть жалоб касаются качества коммунальных услуг (отсутствие воды, отопления), несвоевременного рассмотрения запросов, непредоставления ответов на эти запросы, отказов в предоставлении информации и нарушений при проведении общих собраний и заключении договоров управления. Еще порядка 10 процентов обращений касаются начислений по квитанциям ЖКХ.

    Читать еще:  Залог доли квартиры без согласия второго собственника

    Жалобы на уборку снега, сосульки на крыше, содержание дворов можно оставить через сайт «Тюмень — наш дом».

    В ГЖИ часто поступают жалобы, по которым инспекция разбирательств не проводит. Например, обращения, касающиеся цвета, запаха, прозрачности воды, следует отправлять в Роспотребнадзор, поскольку жилинспекция может проверить только температуру горячей воды и давление (напор). В это надзорное ведомство стоит идти и по поводу грызунов и насекомых. Расходование денег управляющими компаниями должны проверять и контролировать сами жители. С жалобами на техническое состояние лифтов нужно идти в Ростехнадзор, а с прорывами за внешней стеной дома — в управы, городскую администрацию.

    Некоторые особенности лицензирования

    Закон обязывает прописать в штатное расписание главного инженера, который отлично разбирается в сфере вопросов ЖКХ, может принимать решения с прогнозом последствий, выдавать экспертное заключение, давать ценные указание подчиненным. Лицо, занимающее пост главного инженера, аттестуется на 3 года, после чего должен пройти переаттестацию. Ответственность инженера в УК достаточно высока.

    Штатное расписание также должно включать специалистов, непосредственно реагирующих на заявления жильцов дома. Для построения качественно взаимодействия с клиентами УК также должна открыть круглосуточную диспетчерскую службу и располагать дежурной бригадой, которая будет выезжать на аварийные ситуации. Такое требование является необходимостью для защиты интересов собственников жилья. Штатное расписание оказывает значительную роль на получение лицензии.

    Требования регулирует профильное законодательство, которое определяет в том числе и порядок получения лицензии. Прохождение этой процедуры предполагает выполнение ряда мер по предварительной организации, инициирует начало подача заявки, образец которой можно найти в сети или на информационных стендах регионального регулятора.

    Лицензия организации предполагает наличие собственного помещения, где располагается материально-техническая база, позволяющая осуществлять текущую деятельность, оперативно реагировать на аварии с подотчетным имуществом управляемого многоквартирного дома. Получение лицензии предполагает наличие приложения, в котором перечисляется список управляемых многоквартирных домов. Сокращение списка в течение года на объем, равный или превышающий 15% может послужить основанием для досрочного отзыва лицензии.

    Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ

    21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.

    Сам закон называется немного иначе, а именно — Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ — «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

    Изменения этим Федеральным законом вносятся в следующие нормативно-правовые акты:

    1. Жилищный кодекс РФ
    2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
    4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
    5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
    6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
    7. Федерального закона от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Рассмотрим по порядку, что же влечет за собой введение в действие этого федерального закона.

    Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

    Сам закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

    Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.

    Лицензия будет выдаваться без ограничения срока её действия, и будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, органами государственного жилищного надзора которыми она выдана.

    Основные условия получения лицензии:

    Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

    Кроме того, обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена. Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена будут определяться органами исполнительной власти, в законе об этих порядках положения отсутствуют на данный момент.

    Читать еще:  Замер температуры горячей воды в квартире правила

    Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение 30 дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.

    Где будут содержаться сведения:

    Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.

    Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    Случаи аннулирования лицензии:

    Следует отметить, что для организаций получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами – ещё половина дела. Очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.

    Так, законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта РФ.

    Несмотря на это, собственники помещений вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее обслуживала их дом, и из списка которой в реестре лицензий, он был исключен. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.

    Но исключение одного многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ ещё не является самым страшным для организации, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Полученная не без особого труда лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

    Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации.

    Наказание и штрафы за неисполнение закона:

    Ещё одним немаловажным моментом в законе являются положения о размере штрафов за неисполнение данного закона. Так, например, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

    Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Основные выводы:

    Рассмотрев основные положения закона о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложно пока ещё сделать вывод, насколько вступление этого закона благоприятно отразится на качестве услуг, предоставляемых такими организациями. А ведь основное назначение этого закона заключается именно в этом — оставить на рынке обслуживающих организаций только те компании, которые добросовестно, качественно и квалифицировано оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.

    Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений. Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения.

    Стоит отметить, что большая доля ответственности и результаты действия этого закона ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, которые обязали осуществлять выдачу или аннулирование лицензий и вести лицензионный контроль.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector