Urist-arbat.ru

Юрист на Арбате
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок действия электронной подписи

Каков срок действия электронной подписи?

  • Срок действия электронной подписи
  • Срок действия сертификата электронной подписи и ключа ЭЦП
  • Образец заполнения акта на уничтожение средства ЭЦП
  • Итоги

Срок действия электронной подписи назначается удостоверяющим центром. Существуют различные ситуации, возникновение которых влечет за собой прекращение действия ЭЦП, и связаны они с сертификатом ключа проверки ЭЦП.

В каких случаях ЭЦП аннулируется

  • подан акт в удостоверяющий центр от держателя подписи (на механическое уничтожение ключа);
  • удостоверяющий центр, который ранее выдал электронную подпись, утратил свою аккредитацию (или был расформирован);
  • по решению суда (к примеру, если на держателя электронной подписи завели уголовное дело).

В каждом из этих случаев держатель ЭЦП уведомляется самим Минкомсвязи через доступные каналы связи: отправляются уведомления на мобильный телефон и электронную почту (которые как раз и внесены в реестр).

Также подпись аннулируется, если истек 12-месячный срок действия сертификата ЭЦП. В дальнейшем можно получить только новый ключ. Если же обратиться в удостоверяющий центр до окончания срока действия, то его можно продлить ещё на 12 месяцев (но потребуется пройти инспекцию документов).

Сколько действует электронная подпись?

Предельный срок действия электронной подписи, на который выдается сертификат ключа ЭЦП – один год. Такая длительность действия подписи обусловлена тем, что создание ключа осуществляется путем использования программного обеспечения, срок эксплуатации которого не может превышать одного года. По завершении этого срока, нужно продлить доступ, в противном случае действие ЭЦП прекратится.

Также сертификат перестает действовать в случае установления факта содержания ключа ЭЦП в созданном ранее сертификате. Прекратить действие электронной подписи можно и с помощью заявления пользователя в удостоверяющий центр.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 63-ФЗ, аккредитованные центры обязаны проставлять в сертификате ключа электронно-цифровой подписи даты начала и окончания его действия.

Большинство финансовых документов необходимо хранить 5 лет. Но если срок действия ЭЦП истечет и даже не будет пролонгирован, подписанный документ будет продолжать иметь юридическую силу, потому что в момент осуществления подписи проставляется дата.

Законом предусмотрена возможность заменить цифровую подпись до момента истечения срока действия. Такая замена разрешается в следующих ситуациях:

  • Утерян или технически неисправен носитель ключа;
  • Ключ ЭЦП был скомпрометирован либо имеются какие-либо сомнения в его надежности;
  • Произошло изменение личных сведений владельца электронной подписи;
  • Выявлены ошибки в данных пользователя, имеющихся в сертификате ключа подписи.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Как продлить ключ ЭЦП?

Самый привычный и до недавнего времени единственный способ продлить действие ЭЦП — прийти в ГосСУОК, заранее записавшись на процедуру на сайте. Сделать это в учреждении могут как индивидуальные предприниматели, так и обычные граждане РБ, а также любые фирмы.

Для этого нужно иметь на руках и передать специалистам документы для продления ЭЦП:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • бумага с необходимыми данными о пользователе;
  • копия квитка, подтверждающего расчет.

С октября 2020 года продление действующей ЭЦП не обязывает владельца подписи или ответственного сотрудника с доверенностью от начальника присутствовать лично.

Перерегистрация в удаленном режиме стала возможна после запуска платформы на едином портале электронных услуг. Она открыта специально для тех юрлиц и физлиц, которые в работе или обыденной жизни пользуются преимуществами электронной подписи, но срок эксплуатации сертификата ЭЦП у них истек.

Чтобы продлить ЭЦП без посещения учреждения, клиенту нужно зайти на сайт portal.gov.by, перейти в раздел «Дистанционное издание сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата» и отправить письмо о продлении с указанием продолжительности запуска обновленного сертификата ЭЦП. Она может составлять 12 или 24 месяца.

Оплатить услугу можно онлайн: через Assist или ЕРИП. Также отправить деньги на счет можно с применением сформированного при предоставлении услуги счета-фактуры.

Когда оплата произведена, пользователю автоматически выдается сертификат открытого ключа, который располагается в специальном облаке на сервере. Войти в него можно после получения дальнейших указаний удобным способом: на личную страницу на платформе, на электронную почту или в SMS-сообщении.

При необходимости пользования ключом ЭЦП несколькими представителями фирмы руководитель должен удовлетворить запросы сотрудников на доступ к подписи.

При наличии СОК каждый может разработать электронную цифровую подпись. С ней доступно подписание любых документов, подача декларации, которую периодически запрашивает налоговая, или отчета в Фонд социальной защиты населения.

Кроме того, юридическое лицо и физлицо вправе запросить любую электронную услугу на portal.gov.by и провести много других процедур. Например, гражданам РБ таким способом можно получить информацию о сумме любых выплат, например, пенсии или пособия, получить пропуск на пребывание в ограниченной для посещений местности. Всего для них доступно 38 электронных услуг и 7 административных процедур. Посмотреть весь перечень предлагается на сайте НЦЭУ.

Как проверить срок действия электронного ключа для декларации через программу Медок

Если вы пользуетесь программным комплексом Медок, то с его помощью вы сможете быстро проверить ЭЦП — ее срок действия и статус (действительна, заблокирована или иное).

Запустите программу Медок.

Перейдите в раздел «Администрирование».

Откройте меню «Сертификаты».

Нажмите «Установленные сертификаты».

Появится список всех установленных на ПК сертификатов закрытого ключа. Здесь же будет актуальная информация по ним в соответствующих колонках: наименование компании, дата получения сертификата, дата окончания его действия и прочие сведения.

Чтобы проверить статус электронной подписи, выполните следующее:

В разделе «Администрирование» откройте меню «Параметры системы», затем «Параметры подписей».

Отметьте параметр «Использовать OCSP сервер» галочкой.

Откройте раздел «Первичные документы», нажмите «Произвольное подписание».

Импортируйте файл электронного документа. В статусе должно быть указано «Подписан».

Нажмите правой кнопкой мыши по документы и выберите «Свойства».

После этого откроется окно с результатами проверки — статус сертификата указан внизу.

Если нет программы Медок, то вы сможете проверить ЭЦП онлайн Украина на сайте Центрального удостоверяющего органа.

Где можно получить электронную подпись

Чтобы стать обладателем электронной цифровой подписи, необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр. Эти организации работают с ИП, юридическими и физическими лицами.

Для получения подписи необходимо указать личные данные и персональные реквизиты. Сотрудник удостоверяющего центра подробно расскажет, сколько составляет срок действия электронной подписи, как проверить срок действия ЭЦП, а также как восстановить подпись или получить новую при необходимости.

При обращении в аккредитованную организацию вы получаете подпись, соответствующую всем техническим требованиям. Она будет без проблем работать при оформлении сделок и выполнении иного перечня действий. При заполнении заявки организация гарантирует сохранность персональных данных и их обработку в строгом соответствии с действующим законодательством.

Действие электронной подписи и сертификата к ней можно продлить. Плановое продление совершается только при сохранности ключа и неизменности реквизитов оформления.

Порядок плановой замены

Для этого вам необходимо:

  • Написать заявление на выпуск нового сертификата.
  • Подготовить оригиналы документов.
  • С документами и заявлением обратиться в удостоверяющий центр, где был получен прежний сертификат.
  • Получить у специалиста счет и оплатить его.
  • Получить новый сертификат, без физической замены ключа.

При плановом продлении заменяют только сертификат, ключ остается у владельца

Какие документы нужны для замены?

  • Паспорт владельца ЭЦП. Для юридического лица это, как правило, руководитель организации.
  • СНИЛС владельца ЭЦП.

Для плановой замены важно, чтобы все данные документов полностью совпадали с данными продлеваемого сертификата.

Если используете программный РРО, свою электронную подпись, которой подписываете отчётность и документы с контрагентами, используйте и в ПРРО. А можете сгенерировать печать для этих нужны. Но, как мы уже писали выше, это не обязательно.

Если с ПРРО работают ваши сотрудники, им нужно получить электронную подпись на себя. Процедура получения ничем не отличается от описанной выше. Получить КЭП ваши работники могут в налоговой, в ПриватБанке и пр. Также допускается использование усовершенствованной электронной подписи.

Что важно, данные о сертификатах электронных ключей, с которыми вы или ваши сотрудники работаете на РРО, нужно внести в Реестр.

Другими словами, надо сообщить налоговикам, кто будет работать с ПРРО. Для этого подаётся «Сообщение о предоставлении информации относительно квалифицированного сертификата открытого ключа» по форме № J/F1391801. Это ваша КЭП и электронные подписи кассиров, каждому кассиру нужна отдельная КЭП.

Если с одним ПРРО будет работать сразу несколько кассиров, по каждому из них нужно подать такое Сообщение.

Как продлить ЭЦП (электронную подпись) в СБИС

1. Создайте заявку на продление одним из способов.
Если осталось менее 30 дней до окончания, на стартовой странице кабинета появится предупреждение «истекает ваша электронная подпись», кликните по нему.

Либо откройте личную страницу и перейдите на вкладку «Подписи». Наведите курсор на ЭП, у которой истекает срок использования, и кликните «Продлить».

Если необходимо продлить ЭП, до окончания срока действия которой осталось больше 30 дней, или ЭП, которая не добавлена в личный кабинет (например, коммерческую), вставьте носитель и нажмите «Другие операции/Продлить ЭП». В открывшемся списке доступных электронных подписей выберите ту, которую нужно продлить.

2. В открывшейся заявке сведения о владельце и компании уже заполнены, проверьте их. Если какие-то из них поменялись — отредактируйте. Укажите паспортные данные.
3. Ознакомьтесь с регламентом удостоверяющего центра и установите флаг «Согласен на обработку моих персональных данных УЦ Тензор и присоединяюсь к регламенту УЦ».
4. Приложите сканы документов, необходимых для выпуска ЭП. Заявление на изготовление сертификата загружать не нужно — оно будет сформировано автоматически по данным заявки.
5. Проверьте применения. Если продлевать подпись будете не на токен, а на мобильный телефон, в списке применений выберите «На мобильный телефон» и действуйте по инструкции.
6. Вставьте носитель со старой подписью и нажмите «Получить подпись».

7. Подпишите приложенные сканы документов действующей ЭП кнопкой «Документы верны, подписать». По умолчанию выбирается более новая подпись. Чтобы использовать другую ЭП — нажмите «Выбрать другую».

8. В открывшемся окне убедитесь, что «Заявление на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи» заполнено верно и нажмите «Подписать».

9. В открывшемся окне убедитесь, что «Заявление на изготовление сертификата ключа проверки электронной подписи» заполнено верно и нажмите «Подписать».

10. Выполните генерацию ЭП, следуя инструкции.

11. Сертификат выпущен. В открывшемся листе ознакомления проверьте данные:
— все реквизиты указаны правильно — вставьте в компьютер действующую подпись и нажмите «Всё верно, с памяткой ознакомился»;
— обнаружили ошибки в реквизитах — нажмите «Есть ошибки», сертификат будет автоматически отозван, свяжитесь с менеджером для исправления ошибок.
Если не получается подписать лист ознакомления, например срок действия старой подписи уже истек, распечатайте его, подпишите, сканируйте и загрузите в заявку. Также вы можете обратится в офис УЦ для идентификации владельца и продления ЭП.
Неподписанный лист ознакомления может стать причиной для автоматического отзыва сертификат.

Новая ЭП готова — она появилась в разделе «Сотрудники/Доступ и права/Электронные подписи».
Все квалифицированные ЭП, которые на вас выпущены, можно увидеть на портале госуслуг.
Подписывать документы/отчеты можно как новой, так и старой подписью (до окончания ее срока действия).

Документы, необходимые для продления ЭЦП

При продлении ЭП потребуется полный пакет документов, точно такой же, как и при ее выпуске. В него обязательно войдет паспорт и СНИЛС владельца ЭП, а также в некоторых случаях – ИНН. Руководителю организации потребуется подтвердить свои полномочия с помощью электронной или бумажной выписки из ЕГРЮЛ, а сотрудникам компании, получающим ЭП по работе, нужно представить доверенность или иной документ, подтверждающий наличие соответствующих полномочий.

Продлить ЭП совсем несложно. В большинстве случаев данную операцию можно провести из дома или офиса. Но не стоит ее откладывать на последний момент, а лучше оформить продление за несколько дней до истечения старого сертификата, чтобы избежать простоев в работе.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Беспокоят соседи что делать
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector